Когда ребенок начинает говорить?

Родители с трепетом ждут первых слов малыша – сначала это «мама» и «папа». Затем к ним присоединяется еще 5–10 простых слов типа «баба», «дай», «на». Речь означает мышление, и эти два процесса помогают друг другу. Хотите вырастить умного ребенка – занимайтесь речью!

Когда ребенок начинает говорить?
Фото автора Daria Shevtsova : Pexels

Уже в первый месяц жизни младенец вычленяет речь из остальных звуковых раздражителей, поэтому разговаривать с ним рекомендуют почаще. Это поможет сформировать речь на более поздних этапах.

Но порой развитие речи приостанавливается. Родители очень сильно переживают: такую остановку связывают порой с признаками аутизма или СДВГ, задержкой развития и другими малоприятными «диагнозами». Когда пора волноваться, а когда – еще нет?

Когда начинают говорить дети: норма и отклонение

В целом ситуация проста, а описание примерной нормы укладывается в такую таблицу:

  • гуление и «агу» – 3 месяца;
  • первые слоги и их проба (бабаба, мамама) – 6 мес.;
  • имитация речи (болтает несвязные слоги, подражая родителям) – с 7 мес.
  • первые слова, в т.ч. упрощенные и усеченные формы – с 12 мес.;
  • обращение к людям, простые предложения (предмет и глагол) – с 1,5 лет;
  • предложения из 3-4 слов, использование приставок, изменение окончаний – с 2 лет;
  • фразовая речь, предложения из 4 слов (допускается искажение отдельных звуков) – с 3 лет.

Однако наблюдения педиатров показывают, что эти возраста – всего лишь примерные ориентиры. В реальности оказывается, что девочки, например, начинают говорить в среднем на 1-2 мес. раньше мальчиков. У мальчишек же чаще случается длительная «молчанка». После нее мальчики начинают говорить сразу полноценными предложениями, проходя все стадии развития за несколько месяцев.

На что обратить внимание:

  • среди первых слов должны быт не только «мама-папа», но и выражение эмоций («ай-ай», «бо-бо»), названия простых предметов, глаголы («дай»);
  • к 1,5 годам средний словарный запас должен насчитывать 50–100 слов, включая прилагательные («белый», «быстрый») и местоимения «я», «ты» и др., из них ребенок составляет короткие фразы;
  • к 2,5 годам словарный запас у детей разрастается до 250–300 слов.

Родители, не паникуйте!

К сожалению, часто встречаются «добрые люди», которые делают из статистических данных «страшилку» для родителей молчаливых детей. Если ваш ребенок еще не говорит или не укладывается в норму, это НЕ означает автоматически задержки психического развития (ЗПР), аутизма, отставания в развитии речи, отсутствия звукоподражания. Окончательный «вердикт» могут вынести совместно врач-педиатр, логопед и опытный детский (!) психолог.

Часто понимание речи не означает говорения. Тогда ребенок распознает слова, указывает на предметы, понимает цепочку действий и выполняет их. Но говорить он может начать позже, чем указано в норме по возрастам.

Когда ребенок начинает говорить – мнение доктора Комаровского

Мнение доктора Комаровского: когда ребенок начинает говорить

Доктор Комаровский однозначно говорит о том, что первыми слогами и первыми словами не нужно «меряться» с родителями других детей. При этом всерьез волноваться мамочкам стоит только после 3-х лет. До этой возрастной границы может происходить немало изменений. Например, молчаливые детки накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полноценными фразами.

Второй тезис Комаровского – нужен детский психолог, однако он не всегда доступен. К примеру, родители не из областных центров практически не имеют доступа к такому специалисту.

Комаровский уверен, что важны не конкретные показатели (агу, слоги, слова, фразы, словарный запас), а их динамика. В частности, если дети одинаково говорят простые слова и в год, и в полтора, то это плохой признак. А если малыш отстает по показателям, но в 2 года знает 50 слов, а в 1,5 с трудом говорил первые слова, то развитие и динамика – налицо, и речь скорее всего выправится со временем.

Важно: ориентироваться надо на тенденцию, а не на факты (количество слов, тип речи – отдельные слова, фразы, предложения).

Важное исследование о говорении: к 5 годам все наладится!

Исследователи из Университета Западной Австралии изучили состояние почти 1300 детей, из них 15% заговорили после 2 лет. Ученые посмотрели динамику процесса и тестировали деток в более поздние периоды. Как выяснилось, уже к 5 годам дети практически не отличались от своих вовремя заговоривших сверстников. Эмоциональные и психологические проблемы, которые наблюдались у этих деток в 2 года, с развитием речи тоже исчезли.

Почему дети поздно начинают говорить?

Кроме влияния пола и возрастных характеристик, на речь влияет масса факторов:

  • Экология, генетика, медицина (в т.ч. репродуктивная). Мамы раньше были здоровее. Чаще используется стимуляция. В итоге неврологические изменения не дают заговорить «по возрасту».
  • Минимальное или непродуктивное общение. Ребенок с гаджетом в руках предоставлен сам себе, а родители с ним общаются реже, более простыми фразами.
  • Слабая мелкая моторика, гипертонус или недоразвитие мышц. В формировании речи задействуется масса органов и систем. В итоге недостаток развития, например, одной только трапециевидной мышцы заставляет для компенсации «поджимать» язык, а у ребенка вместо речи получается невнятная каша.

В целом состояние речи зависит от трех факторов: физиологии мозга, поведенческого разнообразия (что делает ребенок, с кем) и богатства среды (общения с разными людьми).

Поэтому разумно, если ребенок позже начинает говорить, разговаривать с ним, читать ему, выбирать мультфильмы с хорошо говорящими героями. Важно обеспечить общение с ровесниками – чтобы его возможности для действий были максимально разнообразными, а среда стала богаче.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector