Когда ребенок начинает говорить?
Содержание
Родители с трепетом ждут первых слов малыша – сначала это “мама” и “папа”. Затем к ним присоединяется еще 5–10 простых слов типа “баба”, “дай”, “на”. Речь означает мышление, и эти два процесса помогают друг другу. Хотите вырастить умного ребенка – занимайтесь речью!

Уже в первый месяц жизни младенец вычленяет речь из остальных звуковых раздражителей, поэтому разговаривать с ним рекомендуют почаще. Это поможет сформировать речь на более поздних этапах.
Но порой развитие речи приостанавливается. Родители очень сильно переживают: такую остановку связывают порой с признаками аутизма или СДВГ, задержкой развития и другими малоприятными “диагнозами”. Когда пора волноваться, а когда – еще нет?
Когда начинают говорить дети: норма и отклонение
В целом ситуация проста, а описание примерной нормы укладывается в такую таблицу:
- гуление и “агу” – 3 месяца;
- первые слоги и их проба (бабаба, мамама) – 6 мес.;
- имитация речи (болтает несвязные слоги, подражая родителям) – с 7 мес.
- первые слова, в т.ч. упрощенные и усеченные формы – с 12 мес.;
- обращение к людям, простые предложения (предмет и глагол) – с 1,5 лет;
- предложения из 3-4 слов, использование приставок, изменение окончаний – с 2 лет;
- фразовая речь, предложения из 4 слов (допускается искажение отдельных звуков) – с 3 лет.
Однако наблюдения педиатров показывают, что эти возраста – всего лишь примерные ориентиры. В реальности оказывается, что девочки, например, начинают говорить в среднем на 1-2 мес. раньше мальчиков. У мальчишек же чаще случается длительная “молчанка”. После нее мальчики начинают говорить сразу полноценными предложениями, проходя все стадии развития за несколько месяцев.
На что обратить внимание:
- среди первых слов должны быт не только “мама-папа”, но и выражение эмоций (“ай-ай”, “бо-бо”), названия простых предметов, глаголы (“дай”);
- к 1,5 годам средний словарный запас должен насчитывать 50–100 слов, включая прилагательные (“белый”, “быстрый”) и местоимения “я”, “ты” и др., из них ребенок составляет короткие фразы;
- к 2,5 годам словарный запас у детей разрастается до 250–300 слов.
Родители, не паникуйте!
Часто понимание речи не означает говорения. Тогда ребенок распознает слова, указывает на предметы, понимает цепочку действий и выполняет их. Но говорить он может начать позже, чем указано в норме по возрастам.
Когда ребенок начинает говорить – мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский однозначно говорит о том, что первыми слогами и первыми словами не нужно “меряться” с родителями других детей. При этом всерьез волноваться мамочкам стоит только после 3-х лет. До этой возрастной границы может происходить немало изменений. Например, молчаливые детки накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полноценными фразами.
Второй тезис Комаровского – нужен детский психолог, однако он не всегда доступен. К примеру, родители не из областных центров практически не имеют доступа к такому специалисту.
Комаровский уверен, что важны не конкретные показатели (агу, слоги, слова, фразы, словарный запас), а их динамика. В частности, если дети одинаково говорят простые слова и в год, и в полтора, то это плохой признак. А если малыш отстает по показателям, но в 2 года знает 50 слов, а в 1,5 с трудом говорил первые слова, то развитие и динамика – налицо, и речь скорее всего выправится со временем.
Важно: ориентироваться надо на тенденцию, а не на факты (количество слов, тип речи – отдельные слова, фразы, предложения).
Важное исследование о говорении: к 5 годам все наладится!
Исследователи из Университета Западной Австралии изучили состояние почти 1300 детей, из них 15% заговорили после 2 лет. Ученые посмотрели динамику процесса и тестировали деток в более поздние периоды. Как выяснилось, уже к 5 годам дети практически не отличались от своих вовремя заговоривших сверстников. Эмоциональные и психологические проблемы, которые наблюдались у этих деток в 2 года, с развитием речи тоже исчезли.
Почему дети поздно начинают говорить?
Кроме влияния пола и возрастных характеристик, на речь влияет масса факторов:
- Экология, генетика, медицина (в т.ч. репродуктивная). Мамы раньше были здоровее. Чаще используется стимуляция. В итоге неврологические изменения не дают заговорить “по возрасту”.
- Минимальное или непродуктивное общение. Ребенок с гаджетом в руках предоставлен сам себе, а родители с ним общаются реже, более простыми фразами.
- Слабая мелкая моторика, гипертонус или недоразвитие мышц. В формировании речи задействуется масса органов и систем. В итоге недостаток развития, например, одной только трапециевидной мышцы заставляет для компенсации “поджимать” язык, а у ребенка вместо речи получается невнятная каша.
В целом состояние речи зависит от трех факторов: физиологии мозга, поведенческого разнообразия (что делает ребенок, с кем) и богатства среды (общения с разными людьми).
Поэтому разумно, если ребенок позже начинает говорить, разговаривать с ним, читать ему, выбирать мультфильмы с хорошо говорящими героями. Важно обеспечить общение с ровесниками – чтобы его возможности для действий были максимально разнообразными, а среда стала богаче.
Обсуждения
Я помню, как наша дочь впервые произнесла слова мама, ей еще не было и года. Потом стало лучше и больше, она активно повторяла то, что слышит. Поэтому мы с женой старались не использовать негативные слова при разговоре, чтобы дочка их не запоминала.
После рождения ребёнка я завела дневник. В нём записывала все события из жизни малыша. Иногда перечитываю его, вспоминаю забытое. Тут недавно открыла и читаю, что первым словом моего сына было не мама и папа, а Катя. Наверное, так мою невестку будут звать))
Считаю, что материал изложенный в статье крайне актуален, ведь здоровье наших детей порой важнее собственного, а здесь представлены конкретные факты о том когда есть повод для беспокойства.
Каждый ребенок начинает говорить в свое время, и не нужно его заставлять или ругать, торопить. Но и заниматься стоит, учить малыша. Некоторые родители забывают уделять этому достаточно времени.
Ну, насчет того, что основной фактор “позднеговорения” – это “Слабая мелкая моторика, гипертонус или недоразвитие мышц” не соглашусь. Например, племянник заговорил только в 3 года! При том, что еще в 1,2 года он с легкостью у нас на глазах раскрутил множество плотно закрученных гаек. И машинки, игрушки детские разбирал почти мгновенно – только гора запчастей появлялась. Мать здоровая абсолютно, молодая, общались с ним всей семьей. Но – молчун, только слоги по 3х лет.
Мой сын рано начал говорить и читать. Я три года сидела в отпуске по уходу и много уделяла времени малышу. Читала сказки, стихи, смотрели диафильмы, выкладывали слова из кубиков.
Сыну 2 года и 2 месяца, говорит только “мама” и “папа”. Бабуля хочет вести к логопеду. Я пока не переживаю, просто жду скачка в развитии. Главное, что всё понимает, его болтовня усложняется с каждым разом.
У нас сейчас дочке 7 месяцев, в 3 месяца все ждали, когда начнёт гулить, не дождались, иногда прорывалось, но очень редко, болтала только когда не довольная, после 5 начала постоянно повторять мамамама, бабаба и похожие на это звуки, надоело примерно через неделю. Вот сидим и думаем, надо начинать беспокоиться или просто так вот ей хочется и не надо настаивать? С ребёнком разговариваем постоянно, песенки, стишки, сказки, простые игры. Будем ждать.
У нас ребёнок заговорил в два года, мы уже начали бить тревогу, хотя говорят, что для мальчиков это обычное дело. Но он у нас и теперь не сильно разговорчивый, хотя отклонений никаких нет.